Лифт в космос

Представьте ленту, чья длина примерно в 100 млн раз больше, чем ширина. При длине в 1 м её ширина была бы 10 нанометров, что всего в несколько раз толще, чем наша ДНК. Сделайте ленту длиной с футбольное поле, и её ширина будет меньше микрометра, — даже красная кровяная клетка больше по размеру. Вы доверите свою жизнь такой нити? А как насчёт троса длиной в 100 000 км, один конец которого закреплён на поверхности Земли, а другой болтается на геостационарной орбите, при этом диаметр едва достигает размаха ваших рук?
Идея подъёма на орбиту по такой ленте выглядит уже достаточно сомнительно.

Однако в отчёте, опубликованном Международной Академией Астронавтики (International Academy of Astronautics (IAA)), предсказывается возможность создания подобного троса, способного единовременно нести до семи 20-тонных грузов. Согласно отчёту, для обеспечения натяжения троса, на конце, расположенном в космосе, должен крепиться «якорь» массой около 2 тыс тонн. Доставка грузов по такой «магистрали» может коренным образом изменить всю программу освоения космоса. Ведь подобная технология позволит каждые два дня отправлять на орбиту груз, который сравним с грузоподъёмностью космических шаттлов.
350 страниц упомянутого отчёта посвящены подробному описанию этого космического лифта. Главная мысль о необходимости скорейшей постройки такого устройства подкрепляется детальным анализом задач, которые придётся для этого решить.
Теоретическая выгода рассчитана очень просто: доставка грузов космическим лифтом может снизить удельную стоимость с 20 000 $/кг до 500 $/кг.

на орбите Земли

Геостационарная орбита полезна не только для задач вывода спутников, но и для удешевления запуска дальних летательных аппаратов. Полёт на Марс может быть начат с запуска корабля с помощью небольших ракетных ускорителей, набора скорости за 1-3 витка вокруг Земли с последующим «отрывом» в сторону пункта назначения. Это позволит сэкономить огромные средства по сравнению с традиционным наземным стартом. Также космический лифт позволит радикально упростить задачу создания баз на Луне и Марсе.
Выгоды обещают быть велики, поэтому данный проект стоит того, чтобы в него были осуществлены серьёзные частные инвестиции. Правительства и корпорации тратят миллиарды на строительство инфраструктуры в космосе, и лифт легко может стать самоокупаемым проектом. Этот способ доставки будет интересен учёным, телекоммуникационной отрасли и военным. Кроме того, подобная транспортная магистраль сделает проект добычи полезных ископаемых на Луне и астероидах менее фантастичным, так что космическим лифтом могут заинтересоваться и добывающие корпорации. Безусловно, проект получится дорогим, возможно, самым дорогим проектом в истории. Но, в то же время, он сможет обеспечить большую экономию множеству заинтересованных участников, от Google до DARPA и Exxon, так что вопрос финансирования может быть решён.

Эта запись была опубликована 06.05.2014в 22:03. В рубриках: Заглянем в будущее, Космос. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой комментарий или трекбек со своего сайта.